четверг, 25 июля 2013 г.

Сайлыг


Вдоль каменной гряды по снежникам и болотище,
Олени по тропе на затяжном подъеме три часа,
А впереди отсчитывая метры, поглядывая вдаль,
Прилипли к перевалу и хмурятся сердито облака,
И медленно спускаясь, плотно дует сильный ветер,
Нашептывая: «Братишки, время на стоянку становиться».
Под скалой в уютном месте олени легли на привал,
В надежде, что сквозь тучи солнышко прорвется.

"Сайлыг. Тофалария".(род Чогду.). Тофалары (Тофы).
Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян

      Ленточки Судьбы. Тофалария

      Кочующие таежники соблюдали запреты на то, чтобы будить спящего человека. Гуляющая рядом со звездами и кометами нежная душа не успеет вернуться в тело. Солнце встало, но Чогду крепко спал. Во время сна видел себя на родовом стойбище в высокогорной тундре в вершинах Центральных Саян. Он был не один. Счастливая пара бродила, по красивой долине окруженной высокими седыми горами. Это был особенный, замкнутый, не доступный посторонним городским людям мир. В наземном покрове господствовали черника и брусника. Кедровый стланик совместно с рододендроном золотистым покрывал берега в устье реки. Свежий, дерзкий аромат альпийских цветов наполнял всю долину, делая воздухом сладким и прозрачным, как хрусталь. На обоих склонах хребтов окружающих долину, местами залегали снега. Снег таял постепенно и стекал многочисленными ручейками. Крутые склоны, занятые скалами и каменными россыпями, покрывались серебристыми накипными лишайниками. Между камней на прогреваемых солнцем склонах, виднелись кустарники и поля цветов. Каменные россыпи с вершин спускались вниз по склону, заходя в лесной пояс. Истинный мир свободы.

      Во сне Чогду видел себя и подругу Хаш. Они рыбачили, охотились и собирали ягоду. Она была одета в длинное темно синее платье, с нашитыми по верхнему краю полосками меха рыси, под ними в один ряд висели клыки кабарги. Рукава украшала повязка и с короткими жгутиками, переходящими в кисточки на кончиках. На густые черные волосы, был одет головной убор в виде широкой налобной повязки. Сзади, с затылка, от повязки развивались доходящие до пояса две красные ленты. Костюм в целом изображал птицу. Чогду осторожно и внимательно ходил рядом с Хаш. Стараясь не наступать в тень юной девушки. Внимательно рассматривал ее отражение в воде, стараясь понять чистоту сердце подруги. Говорил ей ласковые слова. Темные, как угольки глаза девушки светились. Таяли сердца в улыбках. На губах вкус смородины. Рядом с девушкой он чувствовал себя единой частью таежного мира, наравне с другими живыми существами и понимал, что они сотворены для счастья: Они вместе смотрели на горы Саян, в небо и веселились. Небесный свод давно так ярок не был. Ритм их сердец тесно бился с общими потоками пролетающих птиц и с жизнью таежного рода. Чогду осознал, что он живет и действует благодаря их единству, а присутствие девушки давало ему неизмеримую энергию.

      Формально весна хорошо подходила для заключения брака. Ухаживание он начал, не нарушая таежного обычая. Подарил девушке ленточки Джалама. Показывая, что с удовольствием сватает полюбившую девушку. На девушку похожую, на небесную птицу надел на шею красную шелковую ленточку и подвязал к ней три цветные ленточки и отправился вместе с ней к чуму родителей ее рода. Совершать ритуал поклонения жениха и невесты луне и солнцу. Они призывали небесные светила в свидетели, они приносили таежную присягу на верность и помощь в супружестве. Ритуал длился долго. Каждый член рода разговаривал с Золотом солнца до его заката. Ждал восход Серебряной луны и повторял ритуал перед ликом светящимся в таинственной темноте звездного неба. Невеста обещала почитать родовые горы Чогду, реки, ключи, стойбища, обо на перевалах, оленей и чумы. Обещала не здороваться за руку с мужчинами из другого рода, не поворачиваться к ним спиной, не показываться перед сверстниками без причины. Они вживались в сверхъестественные связи своих душ и светил, определяя свое отношение к природе, бережному сохранению охотничьих угодий, к таежной культуре и быту в будущем. Утром, проявляя уважение, Чогду обратился к отцу и матери невесты с просьбой отдать Хаш ему в жены. Родители приняли ленточки из рук Чогду почтительно обеими руками. Принимая равнозначно яркие ленты, поклонились, касаясь их лбом, затем убрали на хранение в родовом чуме, чтобы не потерять, а взамен отдали ему дочь.

      После выхода девушки замуж вступил обычай ставить новый чум. И весь род принялся за работу. А невеста, прибыв к жениху в новое жилище, привязывала красную ленту, символ жизни, к шесту у входа. Прикрепляя ленточку Джалама, она загадала сокровенное желание. Чогду прочувствовал вкус светлых перемен, и неожиданно проснулся. Над головой среди шестов чума и синего неба на постоянных привесках, сделанным в виде жгутов, раскачивались, привязанные временные красные ленточки из шелковой ткани, долго наблюдая которые, можно узнать свою судьбу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий