Над вершиной солнцестояние при высокой луне,
Прозрачной акварелью, освящая тундры ягель,
В переплетение троп кочующих оленей к перевалам,
Родится небосвода братишка вольный ветер,
Посвистывая расстояния между частями света.
Величие камней нагромождение нам не преграда,
И ледниковых глыб ущелья мокрый полумрак,
Раскрыв сердца, мы приближаем горизонт мечты,
Открытым взором, измеряя неизвестность тайны Тофа,
Ленточки счастья расплетая тонкой тенью на грани веков.
"Чуглым. Тофалария".(род Чогду.). Тофалары (Тофы).
Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян
Ленточка запрет. Тофалария
Тропа извилистой линией взбираясь по тальвегу пониженных участков красивой долины заросшей карликовой березкой и кедровым стлаником, вдоль горных отрогов с обрывистыми краями восточного склона хребта. Подымаясь ближе к верху, забирая к скальным уступам, по правому берегу Жимолостной реки. Повернув в правый ключ, вывела Чогду и его собаку Акколла в небольшое по длине ущелье. С трудом пройдя по скользким камням ущелья, Чогду оказался в уютной долине окруженной синими скалами. Над головой висело бездонное небо, окруженное горными массивами. Очаровательное высокогорное место находилось в котловине, и отличалась окружающую ее моховой с мерзлою подпочвой, болотной с железной рудой и сухой тундрой. В верхней части ущелье пологое, это тундра, поросшая Саган-Дайля, с каменными россыпями и снежниками. Чогду любовался редко посещаемой таежниками тундрянной глушью, настоящим медвежьим углом, называемым «Урочище Ягодная Тундра». В диком уголке, не затронутом цивилизацией, жило несколько семей медведей.
Чогду был охотник из народа Карагасов – Черных Гусей и умел находить общий язык и хорошо ладить с диким миром. Ощущая себя членом единой таежной семьи. Со многими животными он рос рядом и воспитывался с самого детства и воспринимал их основателями родовой охотничьей традиции. Между ним и животными существовала, невидима таинственная связь, которая позволяла ему видеть мир не таким, каким его видят большинство гордских людей. Род Чогду имел тотемных сородичей, мифических прародителей, предков и братишек всех таежников. В этом гармоничном мире, между Чогду и зверями духами-охранителями существовала настоящая крепкая дружба.
Сегодня Чогду рассмотрел тропу самого умного и сильного хищника в Центральных Саянах, чьё поведение было похожим на поведение людей, близким и понятным таежникам, жившим в дикой природе. Чогду привлекала способность медведей пережидать холод и голод сурового зимнего времени, проводя треть жизни в спячке. Чогду внимательно рассматривал места, где медведь устраивает берлоги. Чогду осматривал естественные ниши и пещеры. Его заинтересовал вход в расщелину, у которого рос крупный стланиковый кедр, ветками прикрывающими вход. Чогду осторожно подошел ближе и заглянул внутрь расщелины. Это была берлога. Лежка в расщелине имела вид крупной чаши и располагалась несколько выше входа на подстилке из веток кустарника, осыпавшейся хвои и сухой травы. Такие берлоги, для таежников рода Чогду, были чем-то вроде живой кладовой мяса и жира и использовались в зимнее время для спасения от голода и напастей.
Основной корм у медведя, в Центральных Саянах, молодые побеги трав, их луковицы и корневища. Он раскапывает норы полевок и охотится в местах отела оленей. Питаясь в основном растительным кормом, тем не менее, нападает и на копытных. Мощный, неторопливый, добродушный медведь раскапывал и кладовые ореха, норы бурундука. Охотно поедал и падаль, заваливая ее ветками и камнями. В поисках корма медведь все лето будет широко кочевать, отдыхая как во временных, так и постоянных убежищах, в зависимости от урожая кедрового ореха. В местах с хорошими укрытиями и хорошим обзором на скалах с нишами, у кедров на крутых склонах, но осенью, накопив жир, вернется в уютную берлогу. По истлевшей траве Чогду понял, что берлога использовалась многократно и зверь зимой вернется сюда.
Чогду о медведях знал всё и почтительно хранил и совершенствовал медвежьи обряды добывания удачи. Добыча медведя он начинал с поиска будущих берлог родоначальника и сопровождал свои действия очищающими душу обрядами. Чогду хорошо помнил, что медведь прежде был небесным существом, наделённым высшими качествами, но позже спущен небесной птицей на землю за ослушание и попытку пугать небесных жителей, чтобы карать таежников берущих лишнее с тайги. Собака Акколл обнюхала берлогу и убежала. Собака была молодая, и Чогду обучал ее охоте. Она еще позволяла себе много играть. Акколл встретил медвежонка, он капризничал и плохо себя вел и далеко ушел от мамы, а встретив Акколла, стал играть с ним. Акколл заигравшись, унес его с собой. Через пять минут, Акколл прижав уши, пулей вернулся к Чогду у берлоги. Зубами, он держал маленького медвежонка. Медвежонок, был похож на бурый шарик с блестящими черными глазами. Он детски игриво пищал. Следом, ломая сучки и разбрасывая россыпи камней, яростно рыча, бежала огромная медведица. Чогду на мгновение, остолбенел от неожиданности, и быстро выхватив котелок, стал колотить в него камнем. Акколл не отпуская медвежонка, побежал еще быстрее по склону горы вокруг берлоги. Мама медведица, не отставая, следовала за ними. Чогду колотил камнем в котелок, а вокруг него описывали круги его охотничья собака с медвежонком в зубах и догонявшая их медведица мама. Через несколько кругов собака устала и бросила медвежонка. Мамочка медведица выбилась из сил, и тяжело дыша, подошла к малышу, тщательно облизала, пожурив, чтобы не удалялся от нее далеко. Ласково обняла, терпеливо прощая все проказы малыша. Аккуратно, она взяла зубами малыша за шкирку и хорошенько встряхнула его. Медвежонок жалобно заскулил. Медленно восстанавливая силы, понесла его, через заросли Саган – Дайля, в нагромождения камней горного массива. До Чогду долго доносилось ворчание медведицы, что она серьезно займется воспитанием своего непоседы. Акколл опустив голову, подошел и виновато прижался к ногам Чогду. Чогду спрятал котелок, сделал выговор Акколлу за несерьезную выходку. Он не стал отчитать и шлёпать, а попросил его быть серьезней, ведь он Тофаларская лайка, настоящая охотничья собака, а не цирковая. Акколл внимательно выслушал, преданно всматриваясь в глаза друга. Признав своё поведение отвратительным, он виновато ходил вокруг. Чогду сначала делал вид, что не замечает Акколла, но вскоре сердце его оттаяло, и он нежно обнял его.
Почтительно привязал красную ленточку на ветке кедра у входа в берлогу, выражая дань уважения к предку медведю и к духу местности и обращаясь к нему с просьбой и желанием, чтобы эту берлогу никто не беспокоил. Цветная ленточка говорила, что здесь берлога медведицы с медвежонком и воспринималась, как место духа предка, реальное воплощение его жизненной энергии. Зимой, увидев яркую ленточку табу-запрет у берлоги, люди обойдут ее, не тронув малыша и не взяв с тайги лишнего. Чогду продолжал очищающие обряды, представляя мысленно все этапы зимней добычи медведя. Повторяя слова прощения при снятии медвежьей шубы с братишки, как снятие человеческой одежды. Представлял вкушение жира медведя всеми родственниками и последующее его растворение в людях. С мыслями о зимнем медвежьем празднике своего рода, Чогду кочевал далее по высокогорной тундре, в поисках нового урочища с берлогой огромного медведя отца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий