вторник, 30 июля 2013 г.

Хан


Вершин зубцами поддерживая бездонный небосвод,
В снегах, в камнях и мхах, где вперемешку свет и тень,
Причудливые, как мечты бредут бескрайними хребтами горы,
Бесстрашно встречая красоту летающих в дали планет,
Кочует по тропе, где гаснет луч зари, высокая луна,
В звездной снежной седине, вглядываясь в пропасть,
Рассматривает сквозь сырой туман стада оленей,
Глазами отражающих блеск блуждающих бродяг комет.

"Хан. Тофалария".(род Чогду.). Тофалары (Тофы).
Художник Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян

      Ленточки странствий на фоне эпох. Тофалария - Тыва

      На протяжении тысячелетий занимаясь кочевым таежным оленеводством северного типа и охотничьим промыслом, таежники Тофалари и Республики Тыва жили и кочевали рядом по своим охотничьим угодьям и оленеводческим пастбищам высокогорной тундры в вершинах Саян. Это мужественные народы, давно обживший суровые Центральные Саяны, и успешно борющийся с неласковой природой горной страны. По заветам отцов и дедов, умеют жить и помогать друг другу, поддерживать межнациональный мир и межконфессиональное согласие. Таежники беззаветно любят горно-таежные пространства, сохраняя охотничьи обряды добывания удачи и обычаи бережного отношения к охотничьим угодьям и создали общую, свою уникальную и неповторимую культуру, как материальную, так и духовную.

      Ленточки Джалама часто встречаются в культурной жизни таежных кочевых оленеводов и охотников Центральных Саян. Джалама - ленты из шёлковой или другой цветной материи – повязывают на деревья, в священных местах уважая духов предков и призвания удачи во время перекочевки или отъезда на охоту.

      Жених подносит невесте ленточки Джалама в чуме родителей. А невеста, прибыв к жениху привязывала красную ленту к шесту чума у входа. К шестам нового чума тоже прикреплялся ленточки Джалама. Взаимные подарки кочевников лентами друг другу при встрече в малонаселенных горно-таежных пространствах считалось обязательным в знак уважения и пожелания счастья и добрых намерений. Эти ритуальные куски цветной материи украшали амулеты, одежду и имели магическую силу, служили в качестве оберегов.

      Места привязывания ленточек выбирались не случайно, где духи себя доброжелательно проявили. Такие места выделяли как почитаемое место. Сюда приезжают для проведения обрядов добывания промысловой удачи и сохранения охотничьих угодий. Совершая подношения на перевалах, ленты повязывают на дерево возле обо, ожидая хорошей погоды. Подвязывая ленты у опасных бродов через горные реки, таежники надеются, что их желания, мольбы о счастливой тропе осуществятся и будут услышаны. Когда ветер колышет ленточки Джалама, тот, кто ее повесил, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят хозяйственными делами или отдыхает. Привязывая ленты на почитаемых вершинах, кочевой оленевод выражает дань уважения духу местности и обращается к нему с просьбой о покровительстве, просят удачи и загадывает желание о кочевом счастье. Сохранился ритуал привязывания лоскутов ленточек к шее посвященных оленей. В июле стоит стадо на золотисто -рододендровом участке горной тундры в Белогорье, где оленевод бережет своих оленей. В летнее солнцестояние совершается обряд посвящения Хозяину Гор самого сильного и красивого оленя. Под звучание Хомуса оленю на шею вешается ремешок, к которому привязывает разноцветные ленточки Джалама и просят оберегать стадо оленей. Сколько ленточек у Посвященного Оленя, столько и оленей в стаде. Посвященного Оленя называют Солнечным или Хор, на этом олене запрещено ездить верхом, перевозить грузы и спиливать ему рога. Ходит Посвященный Олень красивый и свободный по высокогорной тундре в вершинах Саян и вольные ветры развивают цветные ленточки вокруг его шеи, напоминая лучи солнца.

      Амулеты с лентами воспринималось, как воплощение духа предка, реальное отражение его жизненной энергии. На них изображался тотем Черный Гусь. Ими, обмениваясь в знак примирения и дружбы. Ленты подносят в развернутом виде на ладонях обеих рук, это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают ленты также почтительно, обеими руками. Принимающий должен поклониться, касаясь их лбом, затем может накинуть на шею или сложить и убрать за пазуху к сердцу. Нельзя выбрасывать ленты, это осквернение жизненной энергии. Потому ленты хранят, чтобы не потерять.

      Преподносят кочевые таежники ленточки Джалама на Суглане и по любому праздничному поводу, на юбилее, на свадьбе, рождении ребенка, окончании школы, прибытие или отъезд родственников, почетному гостю. В таких счастливых случаях преподносят яркие праздничные ленты счастья. Такие ленточки символизируют награду, поздравление и свидетельствуют, что оленевод желает заручиться дружеской поддержкой или ожидает помощи. Русину Сергею Николаевичу торжественно преподнесли ленточки в знак уважения, путешествующие из Тувы по Тофаларии члены семьи, потомки знаменитого рассказчика преданий и мифов Андалаева, хранителя языка из рода Чогду. Чтобы ленточки напоминали художнику о красоте обычаев в прекрасных Центральных Саянах – Крае бездонного неба. .

Комментариев нет:

Отправить комментарий